Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и наказание за их нарушение
Сегодня многие бизнесмены транспортируют свои грузы при помощи автотранспорта.
Однако некоторые грузы могут представлять серьёзную опасность для окружающей среды, а также для других участников дорожного движения.
Какие существуют правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом? Какой закон регулирует эти правила? И что будет за нарушение этих правил? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.
Опасный груз — это груз, представляющий собой вещества и материалы, которые могут навредить человеку или окружающей среде.
Примеры опасных веществ и материалов:
- ядовитые газы,
- сильные кислоты,
- радиоактивные материалы,
- легковоспламеняющиеся жидкости и так далее.
Чтобы перевозить такие грузы, перевозчик должен придерживаться определённых правил, которые зафиксированы в специальном соглашении, которое называется ДОПОГ.
ДОПОГ содержит большое количество инструкций, регулирующих правила перевозки. Рассмотрим основные из них более детально.
Требования к автотранспорту
Чтобы осуществить перевозку, автотранспорт должен удовлетворять следующим требованиям:
- Труба глушителя должна располагаться перед радиатором.
- Сзади на автомобиль или прицеп следует установить специальный противоударный бампер.
- Следует подключить специальную цепь, которая заземлит электричество, а сами провода должны быть изолированы при помощи специального материала.
- Бензобак, при помощи непроницаемой перегородки, отделяется от двигателя, аккумулятора, электрических проводов и кузова, чтобы избежать возгорания топлива в случае аварии.
- Трубопроводы цистерн должны быть защищены от удара (чтобы в случае аварии опасное вещество не вылилось из цистерны).
- ТС должно быть оснащено специальными опознавательными знаками — определённый цвет (в большинстве случаев это ярко-желтый), «мигалка», специальные надписи и информационные таблички.
- Транспорт должен быть оснащен специальным оборудованием, с помощью которого можно устранить негативные последствия в случае аварии.
Правила перевозки опасных грузов автотранспортом содержатся в ДОПОГ.
На информационных табличках указывается специальный буквенно-числовой код, а располагаются они спереди и сзади на автотранспорте. Код содержит информацию о том, что нужно делать в случае аварии. Расшифровка кода должна содержаться у водителя транспортного средства или экспедитора.
Маршрут следования
Также ДОПОГ регулирует маршрут следования груза. Перед транспортировкой необходимо обратиться в Ространснадзор по месту регистрации компании и подать заявку на составление маршрута.
ДОПОГ утверждает, что транспортное средство не должно пересекать следующие территории:
- Крупные населенные пункты.
- Заповедники, парки и зоны отдыха.
- Различные промышленные объекты (заводы, фабрики, некоторые инженерные сооружения и так далее).
- Больницы, детские сады, школы, университеты, лечебно-профилактические учреждения, пансионаты и так далее.
- Территории, которые используются для проведения культурных мероприятий.
Также соглашение регулирует порядок перевозки. Чтобы осуществить перевозку какого-либо опасного груза, компания должна получить соответствующую лицензию.
Требования к водителю транспортного средства
Также следует помнить, что управлять транспортом может только специально обученный человек. Для этого необходимо пройти курсы, составленные в соответствии с ДОПОГ, а в конце нужно успешно сдать экзамен.
На данных курсах водитель узнает основные правила перевозки, а также о том, что нужно делать в случае аварии. Например, некоторые грузы в случае возгорания нельзя тушить водой — вряд ли человек без специального обучения может знать такую информацию.
Также существует ряд специфических правил, которых следует придерживаться водителю:
- Перед каждым рейсом водитель должен проходить медосмотр.
- Минимальный стаж работы — 3 года.
- Водитель должен знать все основные правила, в соответствии с которым будет перевозиться груз. Он должен знать, что нужно делать в случае аварии. Также он должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
- Существуют также особые требования, которые могут применяться в зависимости от типа груза. Например, при транспортировке радиоактивных веществ водитель должен быть одет в специальный защитный костюм, при транспортировке взрывоопасных грузов запрещено курить и так далее.
Также существует ряд требований к сопровождающему персоналу:
- Все сопровождающие лица должны пройти специальную подготовку.
- Перед транспортировкой в Ространснадзоре необходимо получить разрешение на выполнение сопровождения.
- Перед транспортировкой опасного груза водитель должен провести инструктаж.
- Перед каждым рейсом весь сопровождающий персонал должен пройти медосмотр.
- Погрузку и разгрузку могут осуществлять лица, которые занимаются подобной деятельностью не менее 3 лет.
- Оператор должен знать, что нужно делать в случае аварии.
Для перевозки понадобятся следующие документы:
- Стандартный пакет документов на груз: договор о транспортировке, паспорт водителя, водительское удостоверение, сопроводительные документы на груз и так далее.
- Лицензия, которая разрешает компании транспортировать данный опасный груз.
- Документ, подтверждающий факт прохождения техосмотра.
- Маршрутный лист, в соответствии с которым будет двигаться транспортное средство.
- Специальный документ, который подтверждает тот факт, что водитель прошел спецподготовку.
ДОПОГ является международным договором, поэтому международные правила перевозки совпадают с аналогичными российскими правилам.
Напомним несколько важных моментов, о которых нужно помнить при пересечении границы:
- В CMR-накладной необходимо указать класс опасного груза.
- Если водитель нарушит правила движения в другой стране, то он будет отвечать по законам этой страны.
- В некоторых случаях может потребоваться оформление дополнительных сертификатов. Например, перед ввозом радиоактивных материалов в некоторые страны необходимо получить дополнительное разрешение.
Для международной перевозки грузов автотранспортом желательно оформить книжку МДП. Использование TIR Carnet даёт ряд преимуществ для перевозчика.
О ПДД при перевозке негабаритных грузов автотранспортом подробнее здесь. До самой транспортировки придётся получить разрешение в нескольких инстанциях.
За нарушение правил ДОПОГ предусмотрена административная ответственность.
Следует понимать, что в большинстве случаев штраф будет наложен сразу на всех организаторов перевозки:
- и на транспортную компанию,
- и на должностное лицо,
- и на водителя
Существует лишь небольшое количество случаев, когда может быть оштрафован лишь один участник перевозки.
Например, водитель подделал свидетельство ДОПОГ и нарушил правила перевозки опасных грузов — в таком случае транспортная компания и должные лица не будут штрафоваться, а вот водителя ждёт серьёзное наказание: во-первых, административное наказание за нарушение правил перевозки, во-вторых, уголовное наказание за подделку документов.
В общем случае за нарушения правил перевозки опасных грузов предусмотрено следующее наказание:
— у водителя отсутствуют специальные документы(свидетельство об окончании обучающих курсов, свидетельство о допуске ТС к перевозке или аварийная карточка),— ТС не соответствует правилам перевозки,— отсутствуют опознавательные элементы,— отсутствуют средства, которые применяются для ликвидации последствий аварии,— произошло нарушение условий перевозки. | Водитель — штраф (2.000 — 2.500 рублей), либо лишение водительских прав (4 — 6 месяцев).Должностное лицо — штраф (15.000 — 20.000 рублей).Юридическое лицо — штраф (400.000 — 500.000 рублей). |
Другие нарушения правил перевозки | Водитель — штраф (1.000 — 1.500 рублей).Должностное лицо — штраф (5.000 — 10.000 рублей).Юридическое лицо — штраф (150.000 — 200.000 рублей). |
Дополнительную информацию о правилах автотранспортировки опасного груза можно почерпнуть из данного видео:
Подведём итоги. Во-первых, транспортировка регулируется специальным международным договором ДОПОГ. Во-вторых, при перевозке нужно учитывать множество тонкостей и нюансов. В-третьих, за нарушение правил перевозки предусмотрена административная ответственность.
О правилах заполнения CMR читайте в нашей статье здесь.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.
Источник: https://ved.center/adr/pravila-perevozki-opasnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom
Перевозка опасных грузов: основные правила
/ Статьи /
Необходимость четкой законодательной базы по вопросу транзита опасных грузов (ОГ) всегда востребована в силу множества фактов.
Ежегодно на автодорогах происходит 450-500 инцидентов и происшествий, связанных с транзитом ОГ, с такой же периодичностью примерно 250-300 аварийных ситуаций той или иной степени серьезности возникает на судах мирового флота.
Изменения, касающиеся эволюции транспортных средств ив состава перевозимого, а также процессы, совершающиеся в различных сферах законодательного сопровождения, требуют внесения правок и уточнений.
Объектами транспортировки, которые способны навредить населению планеты и ее экологии вследствие неправильной транспортировки, аварий и стихийных бедствий, считаются взрывоопасные, пожароопасные, токсичные вещества, подразделяющиеся на 9 классов (причем, вещества и изделия 1 класса делятся еще на 6 разновидностей), а загрязнители моря выделяются в особую группу.
Классификация опасных грузов
Классификация опасных грузов
- Взрывчатка (детонаторы, боеприпасы, взрывчатка промышленного назначения).
- Сжатые, сжиженные или растворенные газовые субстанции, транспортируемые в баллонах.
- Легко и быстровоспламеняющиеся жидкие субстанции, в чьем составе присутствуют ригидные частицы.
- Ригидные субстанции, способные к возгоранию в результате взаимодействия с влагой, от нагревания, от трения.
- Окисляющиеся ОГ, соединения, содержащие пероксидную группу.
- Яды и химикаты инфекционного воздействия.
- Высокорадиоактивные (удельная радиоактивность которых 0,002 МККИ/г) вещества и изделия с содержанием таких веществ.
- Едкие грузы, пары, пыль и газ которых вызывают отравление.
- Другие ОГ, не попавшие под вышеприведенные описания.
На сегодняшний день актами, сопровождающими перемещения различными видами транспорта, определяются:
- особенностями тароупаковки;
- нормами веса ОГ;
- правилами складирования и отгрузки;
- регламентирующими пометками, текстами и ярлыками;
- возможностью сочетать разнородные ОГ;
- ограничениями в приемах отправки;
- особенностями заполнения транзитных документов.
Расскажем вкратце о наиболее распространенных видах перемещения ОГ и о том, какой именно должна быть перевозка опасных грузов с учетом основных правил (со ссылкой на документы основные).
Морские перевозки опасных грузов
Морские перевозки опасных грузов
Современная межконтинентальная торговля и требуемые грузоперевозки насчитывают 60 % транспортировок всего мирового грузооборота.
Это значит, что десятки тысяч крупнотоннажных судов периодически находятся на просторах Мирового океана, включая один из крупнейших мировых танкеров, известный под именами “Seawise Giant”, «Happy Giant» и «Jahre Viking».
За время своего существования (с 1976 года) он несколько раз менял названия, конструкцию и даже тоннаж (последний – 564763 тонны нефти).
Сегодня он считается «плавающей единицей хранения», так как самостоятельно не может швартоваться даже в крупных портах мира и проходить через такие места, как Ла-Манш, Суэцкий канал и им подобные. От окружающей морской среды опасный груз отделен стальным бортом, толщина которого всего лишь 3,5 см.
Нарастившие в 1981 году (первоначально он был выпущен значительно меньших габаритов) объемы танкера японские специалисты не дали этой плавающей единице стать объектом аварии. Этого нельзя сказать о либерийском танкере «Рена», потерпевшим крушение из-за столкновения с рифом поблизости от Новой Зеландии в октябре 2011 года. Из-за аварии примерно 300 тонн нефти попало в Тихий океан.
Перечень норм содержания ОГ действителен не только для транспортировки, в процессе складирования и размещения на транспорте в промышленных гаванях. Нормативы действуют для упакованных ОГ и для порожних объектов с остатками транспортируемого груза.
Для морских средств передвижения, где действуют методики навала ил налива, и для грузов усложненной классификации, действителен Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МК МПНГ).
На транзит жидкостей распространяются Правила Сборника 7-М.
Остановимся подробнее на МК МОПОГ, состоящий из 4 основных частей. Первая часть охватывает целый ряд разрешенных и запрещенных к транспортировке упаковочным методом (в определенных тарах и контейнерах) химических соединений, пестицидов, ядов и комбинированных ОГ.
Действующие критерии, определяющие условия для попавших в окружающую среду субстанций, таковы:
- угроза жизни человека и его здоровью;
- если наносят необратимый урон окружающей среде;
- если происходит порча материального имущества.
Можно выделить основу правил, соблюдения которых требует перевозка опасных грузов морским транспортом:
- Взять на борт ОГ имеет право специально оборудованное судно. Оно должно иметь выданное органами технадзора классификационное свидетельство (с указанием регистра) о готовности к плаванию. Перед получением свидетельства на судне должны быть проведены такие мероприятия, как генеральная уборка грузовых помещений, тестирование исправности оборудования, руководящие указания членам экипажа – все осуществляется с учетом знаний технико-тактических характеристик груза.
- ОГ размещаются и закрепляются с учетом соблюдения всех нормативов безопасности, причем, каждая разновидность груза крепится по-сволему.
- Взрывчатые ОГ содержатся в помещениях специального предназначения. Помимо ОГ, в месте их хранения недопустимо содержание детонирующих субстанций, помещения должны быть заперты.
- ОГ, способные выделять вредные испарения, содержатся в хорошо проветриваемом помещении с дополнительной вентиляцией.
- Легко воспламеняемые объекты или газы содержатся в условиях, которые препятствуют возникновение пожара.
- Судно должно быть снабжено всеми 4 томами МК МОПОГ, а заодно и комплектами защитной одежды, предназначенной для работы с ОГ.
- Отклонение от неукоснительного соблюдения МК МОПОГ допустимо лишь в обстоятельствах форс-мажора, когда без этих отступлений невозможно спасение человеческих жизней и груза.
- Специальный температурный режим осуществляется в помещении лишь после предоставления специального Свидетельства, включающего характеристику груза. В этом случае судно должно обзавестись специфическими огнетушащими средствами.
- На случай транспортировки несовместимых ОГ, судно должно предоставить помещения, соответствующие их раздельным условиям содержания. Для определения совместимости ОГ следует сверяться с таблицей (№ 400, 464, 509 маргинальных Правил).
Капитан отвечает за готовность судна, которое обеспечивается подробной схемой с указанием всех мест для размещения специфических грузов. Документ должен иметь резолюцию инспекторов ВОХР и Санэпиднадзора. Обязательства по поводу соблюдения требований к расфасовке и размещению в контейнеры и другие объекты хранения ложится на компанию-отправителя.
Три основные категории проницаемости и надежности укупорки, определяемые МОПОГ и ГОСТом 26319-84, таковы:
- паронепроницаемая укупорка (герметичная);
- влагонепроницаемая;
- не проницаема для сыпучих компонентов.
Чтобы правила морской перевозки опасных грузов были соблюдены , сырье, из которого изготовлена тара, не должно вступать ни в какие реакции с содержимым.
Следующий важный момент – маркирование ОГ. Здесь применимы требования, соответствующие нормативам ГОСТа 19433-88:
- спецификационное (а не коммерческое) название груза.
- информация о знаках опасности.
- должны быть использованы стойкие маркировочные материалы, способные выдержать трехмесячное пребывание в морской воде;
- промаркирована каждая отдельно взятая упаковка.
И последний момент, на котором стоит остановиться для более подробного рассмотрения – это требования к сопроводительным документам и их копиям (копии предоставляются в специальные инспекции порта). В первую очередь, это коносамент, морская накладная, доковая расписка и деливери ордер.
К ним прилагаются:
- опись ОГ;
- грузовой план, представляющий собой графическое изображение на чертеже судна всех разновидностей грузов для оптимального их размещения в условиях предстоящего рейса;
- свидетельство, гарантирующее соблюдение правил упаковки и маркировки груза (ответственность возлагается на отдельного специалиста).
При отсутствии какого-то из документов погрузка может быть отложена или отменена. То же самое произойдет, если будут выявлены повреждения упаковки.
Перевозка опасных грузов по железной дороге
Тот факт, например, что вагоны с некоторыми разновидностями ОГ должны быть передвигаемы в гору и под уклоном бережными толчками, а не допущены к «стихийному» передвижению, требует гораздо лучшего качества дорог, чем наши автотрассы. Поэтому второе место в рейтинге перевозок заслуженно занимает железнодорожная магистраль.
Действие Правил распространяется на территории стран-участников Соглашения о Международном грузовом железнодорожном сообщении (СМГС). Для стран, не являющимися участниками Соглашения, действуют Требования, изложенные в Приложении 2 СМГС.
Классификация ОГ определяет условия их грузоперемещения и складирования.
По отношению к грузоотправителям правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом предусматривают:
Перевозка опасных грузов по железнодорожным транспортом
- наличие официальных актов, подтверждающих принадлежность ОГ к определенному номеру классификации + комплексный информационный и организационно-методический документ (аварийная карточка – АК), расшифровка кодов. Номера АК должны быть проставлены в прилагаемой описи;
- для выполнения погрузки, транспортировки, разгрузки ОГ могут быть привлечены работники лицензированной компании, владеющие специальными знаниями и навыками;
- к транспортировке может быть привлечен состав, находящийся в оперативном управлении ОАО «Российские железные дороги» и имеющий официальное разрешение от Минтранс РФ на осуществление данного вида деятельности;
- у грузоотправителя должно быть разрешение МВД + разрешение администрации станции, а в накладной ставится специальная отметка (со всеми датами) о получении данного документа;
- действующая фактура содержит вверху справа оттиск красного цвета;
- для перевозки взрывчатых веществ оформляется накладная формата ГУ-27Е и привлекаются милитаризованные составы, сопровождаемые работниками ВОХР либо отправителя, либо получателя.
СМГС и Правилами предусматривается перевозка опасных грузов по железной дороге в требуемой таре и со специфическими запросами к оборудованию вагонов:
- наличие свидетельства, подтверждающего исправность транспорта предоставляют владельцы вагонов (перед началом погрузки);
- строго нормированное заполнение вагонов, контейнеров и цистерн;
- после инспектирования работниками ЖД станции жидкие ОГ заливаются в цистерны с условием обязательного закрепления тормозными башмаками;
- наличие запасной тары;
- скорость сцепления вагонов, влияющая на силу соударения, должна быть не выше 3-5 км/час;
- к локомотивам предъявляются эксплуатационные нормативы и нормативы ГОСТ.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/perevozka-opasnyih-gruzov-osnovnyie-pravila/
Правила перевозки опасных грузов автотранспортом
Согласно международной статистике, доля опасных грузов (ОГ), перемещающихся по общественным дорогам, составляет половину от общего грузооборота.
Правильная организация перевозок такого характера – залог безопасного автодвижения.
Отправителями и получателями опасных грузов, как правило, выступают предприятия, работающие в областях химической, нефтехимической, фармацевтической и добывающей промышленности.
Их деятельность не должна мешать обычным автолюбителям свободно передвигаться по общественным дорогам, а тем более угрожать их жизни и здоровью. Именно поэтому для автотранспорта, перевозящего ОГ, разработаны специальные правила и требования.
Опасные грузы: что это?
К категории опасных относят вещества, материалы и изделия, которые при транспортировке способны причинить вред человеку и животным, окружающей среде, спровоцировать возникновение опасной ситуации.
Именно поэтому транспортировка такого груза регламентируется единым европейским документом – соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
В Европе данный свод правил обозначается аббревиатурой ADR. Данный документ состоит из 3 частей: самого соглашения и 2 приложений.
Соглашение ДОПОГ было одобрено и подписано множеством стран. Цель в данном случае понятна и логична — максимально повысить уровень безопасности во время транспортировки опасного груза.
Кроме того, единый формат ДОПОГ позволяет упростить предприятиям оформление документации на подобную перевозку.
Приложение № 1 содержит классификацию опасных грузов, в которую входит список веществ, изделий, материалов, которые могут представлять риски для окружающих.
Всего таких категорий — 9, и у каждой из них есть свой код, состоящий из 4 цифр:
- 1- класс;
- 2 — подкласс;
- 3 — категория опасности;
- 4 — степень опасности.
Классифицируются опасные грузы следующим образом:
- 1 класс – взрывчатые материалы (ВМ);
- 2 – газы;
- 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
- 4.1 – легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (ЛВТ): самореактивные и твёрдые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
- 4.2 – самовозгорающиеся вещества;
- 4.3 – вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
- 5.1 – окисляющие вещества;
- 5.2 – органические пероксиды;
- 6 – ядовитые вещества;
- 6.1 – токсичные;
- 6.2 – инфекционные (ИВ);
- 7 – радиоактивные материалы (РМ);
- 8 – едкие (коррозионные) вещества (ЕК);
- 9 – прочие опасные вещества.
В РФ для транспортировки вышеуказанных грузов, помимо международного соглашения, существует ещё целый ряд других нормативных документов: разрешений, допусков, лицензий.
Перевозка опасных грузов: правила и требования
Для того чтобы перевозка опасных веществ и материалов была максимально безопасной, водитель должен соблюдать предельную осторожность, а также выполнять все требования, которые содержатся в «Правилах перевозки опасных грузов автотранспортом», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.04.2011 г.
Этот нормативный документ должен строго соблюдаться как водителями, так и организациями, которые занимаются транспортировкой.
Данные правила разработаны в рамках реализации международного соглашения ДОПОГ, участником которого является и РФ. Многие российские компании перевозят опасные грузы за пределы своего отечества.
Чтобы автомобили с опасными грузами могли свободно пересечь границу Евросоюза, они должны соответствовать указанным в соглашении требованиям, а их водители обязаны иметь документ о прохождении специальной подготовки.
Далее рассмотрим все условия, которые поставлены перед водителем и перевозчиком подобных грузов.
Обязательные документы
Требования ко всем участникам опасных перевозок подразумевают наличия у водителя таких документов, как:
- лицензия на допуск транспортировки груза, относящегося к категории опасных;
- документ о прохождении техосмотра;
- разрешение Минтранса или ОВД (в случае перевозки особо опасных грузов);
- маршрутный лист;
- документ, подтверждающий прохождение водителем спецподготовки.
Подготовка автомобиля
Транспортировка опасных грузов возможна только в специальных автомобилях.
Требования к автотранспорту:
- труба глушителя должна быть вынесена вперёд, перед радиатором;
- бензобак отделяется от аккумулятора, кузова, электрики и двигателя непроницаемой перегородкой;
- электропроводка изолируется специальным материалом;
- у автомобиля обязательно должно быть заземление в виде специальной цепи;
- сзади устанавливается противоударный бампер.
Кроме указанного оснащения, автомобиль снабжается особыми опознавательными знаками, принятыми в международном соглашении всех стран-участников ДОПОГ.
Спецавтомобиль должен быть оснащён:
- особыми надписями;
- определённым окрасом;
- проблесковым маячком (мигалкой) оранжевого цвета;
- информационными табличками СИО спереди и сзади.
Что же указывается на таблицах системы информации? Здесь зафиксирован код экстренных мер (КЭМ), складывающийся из определённого набора букв и цифр. Каждый символ обозначает определённое действие, которое нужно обязательно выполнить для устранения последствий возможной аварийной ситуации.
Код экстренных мер должен указываться:
- на таре груза;
- на контейнере,
- в информационной табличке на кузове автомобиля;
- в аварийной и информационной карточках.
Расшифровка КЭМ содержится в информационной и аварийной карточках, которые имеются у водителя или экспедитора ТС.
Все знаки, имеющиеся на машине, должны быть хорошо видны с дальнего расстояния. Информационные таблички имеют нормативные размеры и должны соответствовать всем требованиям.
Нарушения, связанные с некорректной установкой таблиц, могут привести к ограничению или приостановлению лицензии фирмы – перевозчика.
Кроме того, автомобиль должен быть оснащён и укомплектован средствами для ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.
Требования к грузу
Они зависят от специфики груза. Так, например, химические вещества должны содержаться в таре, изготовленной из материала, который не вступает в реакцию и не разрушается при взаимодействии с ним.
В разряд таких материалов входят стекло, пластик, металл, картон.
Но инструкция по перевозке содержит несколько требований, которые касаются любой упаковки:
- соответствие ГОСТу;
- герметичность;
- прочность и влагостойкость;
- непроницаемость;
- надёжное закрепление;
- маркировка, соответствующая ГОСТу и правилам ДОПОГ.
Требования, предъявляемые водителю
Стать водителем автомобиля, перевозящего ОГ, непросто. Для этого необходимо:
- обладать стажем вождения подобным автотранспортом не менее 3 лет;
- проходить медосмотр перед каждым рейсом;
- иметь документ, подтверждающий прохождение обязательного инструктажа или спецподготовки (удостоверение ДОПОГ).
Обучение водителей, выполняющих перевозку ОГ, включает освоение специальной программы, предписанной для подготовки водителей, планирующих заниматься подобным делом.
С этой целью водитель проходит специальные курсы, которые проводятся в соответствии с требованиями ДОПОГ.
Здесь будущих водителей инструктируют о рисках, связанных с перевозкой ОГ; знакомят с базовой информацией, необходимой для минимизации рисков и для принятия мер в случае возникновения критической ситуации.
Для получения лицензии на транспортировку ОГ перевозчик подаёт в органы Управления государственного автодорожного надзора заявление, в котором фиксирует:
- характер груза;
- маршрут следования;
- ответственных за перевозку.
К заявлению обязательно прилагаются такие документы, как:
- аварийная карточка;
- утверждённый маршрут перевозки;
- свидетельства о допуске ТС и водителя к перевозке подобных грузов.
Штраф за перевозку опасного груза без разрешения
Несоблюдение правил транспортировки грузов, относящихся к категории опасных, грозит перевозчику и водителю наказанием в виде:
- уплаты штрафа;
- конфискации имущества (в том числе и транспортного средства);
- лишения водительских прав;
- изъятия лицензии и допуска к управлению ТС.
Кроме административных мер, применяются также и уголовные наказания. Это возможно при нелегальных доставках опасных грузов. Водителя также привлекут к уголовной ответственности, если он будет управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
Обратите внимание: Если при перевозке ОГ у водителя отсутствуют разрешительные документы, то штрафные санкции ждут не только его, но и компанию-перевозчика, а также должностное лицо, которое отвечает за отправку груза.
Размеры штрафов за перевозку груза с маркировкой «опасно!» без разрешения:
- для водителя без свидетельства ДОПОГ — от 2000 до 2500 рублей;
- для транспортной организации, занимающейся транспортировкой, – от 400000 до 500000 рублей;
- для лица, ответственного за отправку и доставку груза, – от 15000 до 20000 рублей.
Транспортировка опасного груза – мероприятие очень серьёзное, как для водителя, так и для компании-перевозчика. Лица, занимающиеся подобной деятельностью, должны понимать всю ответственность, которую они берут на себя.
Подвергать опасности окружающих – недопустимо! Это должно стать главным лозунгом для всех участников перевозки. И тот свод требований и правил, который приведён выше в статье, должен быть изучен и реализован ими в обязательном порядке.
Вас заинтересует:
Источник: http://pravo-auto.com/pravila-perevozki-opasnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom/
Нарушение правил при перевозке опасных грузов
Ежедневно на территории России принимаются к отправке миллионы тонн различных грузов. Некоторые из них классифицируются, как опасные. Опасными называются материалы и вещества, транспортировка которых невозможна без соблюдения правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей, сохранность экологической среды и материальных ценностей.
За нарушение регламента транспортировки ОГ предусмотрена административная ответственность, которая распространяется не только на хозяев транспортных компаний, но и на водителей.
Новые правила
Транспортировка опасных грузов может производиться автомобильным транспортом и не только. Их перевозят по железной дороге, воде и воздуху.
Для каждого вида доставки разработаны документы, регламентирующие правила перевозки ОГ:
ДОПОГ – соглашение европейских стран о правилах международной транспортировки ОГ, которое подписано Россией.
Контроль выполнения пунктов соглашения возлагается на ООН. Помимо документов, описывающих порядок действий при транспортировке ОГ, существует система ГОСТов, регламентирующая их упаковку, а также, маркировку самих грузов и транспорта, на котором они перевозятся.
Развитие промышленности способствует появлению новых химических веществ, классифицируемых, как опасные и требующих пересмотра норм упаковки и доставки, поэтому правила транспортировки ОГ корректируются раз в несколько лет. Последняя редакция ДОПОГ была проведена в январе 2019 года, но поправки вступили в силу с 01 июля 2019 года.
Основные изменения коснулись следующих пунктов:
- В перечень ОГ добавили группу полимеризующихся веществ, что внесло корректировки в список опасных грузов 4 класса.
- С 2019 года допустили перевозку ОГ в мягкой таре, при условии соответствия конечной упаковки стандартам ДОПОГ.
- Откорректировали формы большей части сопроводительных документов. Повысили требования к заполнению информации о некоторых категориях грузов в сопроводительных документах.
- Автотранспорту, перевозящему ОГ с маркировкой 3077 и 3082 с 2019 года разрешили проезжать через тоннели всех категорий, в том числе, класса Е.
- Повысили требования к транспортным средствам для перевозки ОГ.
- Усовершенствовали систему проверки знаний водителей и консультантов по вопросам обеспечения безопасности перевозки ОГ.
- Откорректировали маркировку ОГ и правила установки знака опасности удушья от газа, а также, транспортных пакетов и газовых баллонов.
- Ввели обязательное требование наличия антиблокировочной тормозной системы на ТС грузоподъемностью от 3,5 тонн.
Для того чтобы четко понимать объем и смысл всех корректировок, которые произошли в соглашении, необходимо досконально изучить ДОПОГ в редакции 2017 года.
Также, с 07.01.2018 года вступил в силу приказ №900 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению госуслуги по выдаче свидетельства о допуске ТС к перевозке ОГ».
Новый регламент МВД конкретизирует следующие моменты:
- список необходимых для получения госуслуги документов;
- состав административных процедур, очередность, требования к качеству и срокам их исполнения;
- нормы контроля за предоставлением госуслуги и алгоритм оспаривания решений должностных лиц, ответственных за ее предоставление;
- ситуации, в которых предоставление госуслуги может быть приостановлено или отклонено.
Специфика доставок
Перевозка опасных грузов по территории РФ автотранспортом регламентируется ДОПОГ и имеет некоторые особенности в маркировке и транспортировке:
- особенности маркировки. Согласно ДОПОГ каждый груз имеет номер, состоящий из 4 цифр, который соответствует списку ООН. По этому номеру можно определить не только класс и группу перевозимого опасного вещества, но и тип упаковки, которая разрешена для перевозки данного ОГ. Код классификации определяет вид опасности, физические и химические свойства груза. Он может состоять из комбинации цифр и букв;
- особо опасные грузы. В списке ООН более 3000 материалов, отличающихся по уровню опасности. В сравнении с радиоактивными веществами нефтепродукты кажутся абсолютно безобидными. Соответственно, грузы, представляющие наибольшую угрозу, классифицируются, как особо опасные. К оформлению, упаковке и транспортировки таких веществ предъявляют повышенные требования;
- когда опасные грузы считаются безопасными
Понять опасен груз, или нет, можно сверившись со списком ООН, в котором регламентирован класс и степень опасности принятого к перемещению вещества. Перемещение некоторых грузов в ограниченных количествах может расцениваться как транспортировка НЕОПАСНЫХ материалов.
Ограниченным называется количество вещества, в котором опасный груз перестает считаться таковым. ДОПОГ регламентирует нормы и концентрации веществ, при которых они считаются неопасными.
Есть грузы, которые опасны независимо от количества, например, радиоактивный уран. Тем не менее даже в ограниченных количествах ОГ должны перевозиться с соблюдением правил безопасности.
Доплата водителям
Перевозка опасных грузов сопряжена с возможными рисками для здоровья, поэтому водителям положены компенсации:
- Размер дополнительных выплат зависит от класса опасности перевозимых грузов и рассчитывается как процент от оклада.
- Минимальная надбавка регламентирована ТК РФ и составляет 4%, но водитель может потребовать увеличение компенсации, если существует риск опасности для жизни.
- Максимальная сумма не ограничивается и зависит от работодателя.
- Средний процент надбавки, выплачиваемый индивидуальными предпринимателями, находится в диапазоне 4-5%.
Характер работы и условия ее оплаты прописываются в трудовом договоре. Процент доплаты рассчитывается после прохождения грузом аттестации, которая выявляет возможность нанесения ущерба здоровью.
Меры безопасности
Действующие правила перевозки опасных грузов автотранспортом предусматривают обеспечение следующих мер безопасности:
- Организация, предоставляющая услуги по доставке ОГ должна иметь лицензию. Для перевозки некоторых опасных веществ необходимо разрешение Минтранса РФ, а особо опасные материалы не могут быть приняты к транспортировке без визы МВД.
- Маршрут колонны, перевозящей ОГ:
- должен проходить вдали от населенных пунктов, стратегических промышленных объектов, заповедников и зон отдыха
- транспортировка опасных грузов в черте населенного пункта должна быть организована таким образом, чтобы спецтранспорт не проезжал вблизи от учебных, лечебных и дошкольных учреждений;
- в некоторых случаях предусмотрено обязательное согласование маршрута по доставке ОГ с местным отделом ГИБДД
- как правило, разрешение на использование утвержденного маршрута лимитировано по времени и действует не более 6 месяцев.
- ТС, перевозящее опасные вещества должно иметь:
- окраску и маркировку, соответствующую классу перевозимого материала
- наличие аварийных карточек с планом мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
- запас топлива должен обеспечивать возможность преодоления дистанции в 500 км без дозаправки
- если есть потребность в перевозке груза на большее расстояние, необходимо наличие резервного топливного бака.
Заправка ТС должна проходить согласно требованиям правил безопасности перевозки ОГ.
- ТС не оборудованное АБС (антиблокировочной системой) и устройством ограничения скорости не может быть допущено к транспортировке опасных материалов и веществ.
- Транспортировка особо опасных грузов должна производиться:
- в сопровождении машины, снабженной световыми проблесковыми идентификаторами желтого и оранжевого цветов или патрульного автомобиля ГИБДД;
- производить стоянки разрешается только в строго отведенных местах, вынесенных за границы населенных пунктов и удаленных минимум на 200 м от жилых построек.
Ограничение скорости
Транспортировка ОГ происходит с учетом дорожных знаков, установленных вдоль трассы. Скоростной режим определяется сотрудниками ГИБДД во время согласования маршрута.
На спецтранспорт устанавливается знак с указанием максимальной скорости, с которой он может передвигаться. Водителю запрещено обгонять машины, передвигающиеся со скоростью более 30 км/час, разгоняться до скорости более 50 км/ч на прямых участках и 10 км/час на поворотах.
Штраф за перевозку опасных грузов
Нарушение правил перевозки опасных грузов оборачивается крупными штрафами как для юридических так и для физических лиц. Мера административного взыскания регламентируется ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ.
Наказание может быть назначено за следующие нарушения:
- водитель без ДОПОГ свидетельства;
- ТС без разрешения на перевозку опасных грузов;
- несоответствие конструкции ТС требования ДОПОГ;
- отсутствие маркировки ТС, аварийных карт, средств ликвидации происшествий;
- ТС без маршрутного листа, согласованного с ГИБДД;
- ТС без путевого листа;
- ТС с просроченным огнетушителем.
В случае выявления перечисленных нарушений предусмотрена система штрафов, размер которых зависит от занимаемой должности:
Статус контрагента | Мера взыскания |
Водитель | Штраф от 2000 до 2500 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев |
Должностное лицо | Штраф от 20 000 до 25 000 рублей |
Компания-Грузоперевозчик | Штраф от 400 000 до 500 000 рублей |
В случае обнаружения других нарушений ДОПОГ, не предусмотренных первой частью статьи 12.21.2 размер административного взыскания будет несколько меньше:
Статус контрагента | Мера взыскания |
Водитель | Штраф от 1000 до 1500 рублей |
Должностное лицо | Штраф от 10 000 до 15 000 рублей |
Компания-Грузоперевозчик | Штраф от 150 000 до 250 000 рублей |
Ответственность за нарушение правил транспортировки
Не все нарушения регламентируются КоАП РФ.
Есть сферы деятельности, в которых несоблюдение правил попадает под статьи УК РФ. В частности:
- Статья 189 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный экспорт материалов, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения.
- Статья 222 УК РФ относится к незаконному хранению, перевозке и распространению огнестрельного оружия, а также запчастей и патронов к нему.
- Статья 237 УК РФ карает за намеренное утаивание информации о нарушениях правил хранения и утилизации опасных отходов, которое приводит к загрязнению экологии и наносит вред здоровью людей.
- Статьи 250, 252 и 254 УК РФ определяют наказание за загрязнение земли, водоемов, создание предпосылок для аварий, приводящих к выбросу опасных веществ в морскую акваторию.
Уголовная ответственность за такие нарушения не всегда окупается штрафом. Зачастую участники преступной халатности или сговора с целью наживы получают вполне реальные сроки.
Бизнес по перевозке ОГ достаточно прибыльный и зачастую хозяева транспортных компаний начинают заниматься им не удосужившись вникнуть в суть нормативных документов. Но незнание законов не освобождает от ответственности. Об этом надо помнить и перевозчикам, и держателям опасных грузов.
: Новые требования к перевозчикам опасных грузов. Часть 3.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: http://avtopravozashita.ru/perevozki/opasnye-gruzy/narushenie-pravil-perevozki-opasnyh-gruzov.html